Приемная: 8 (3843) 45-72-24 schoola89@yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 89 г.Новокузнецка

Официальный сайт

Инновационная деятельность

Семинар «Подходы к организации поликультурной среды в образовательной организации»

28.03.2019 в рамках I Сибирского научно- образовательного форума XXI специализированной выставки – ярмарки «Образование. Карьера» на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №89» прошел городской проектный семинар «Подходы к организации поликультурной среды в образовательной организации».
Работа семинара проводилась в формате форсайт-технологии. В первой части директор школы Павлова Вера Иосифовна рассказала участникам семинара о специфике функционирования образовательной организации, заместитель директора по воспитательной работе — Ясинская Марина Иосифовна познакомила гостей с промежуточными этапами реализации инновационного проекта «Социализация учащихся основной школы в условиях поликультурной образовательной среды». О работе с содержанием предметов гуманитарного цикла, как об одном из способов обучения в условиях межнациональной школы, познакомила учитель русского языка и литературы, Митькина Наталья Валентиновна. Опыт организации внеурочной деятельности, как об одном из направлений формирования поликультурного сознания учащихся начальных классов, презентовала Ермаченко Марина Викторовна, учитель начальных классов.
Практическая работа по проектированию поликультурной среды на основе форсайт-технологии прошла в творческой атмосфере. Педагоги из 12 образовательных учреждений города познакомились с принципами и содержанием форсайт-технологии.

Выступление «Интеграция учебной и внеурочной деятельности как способ формирования межкультурного взаимодействия и сотрудничества»

«Интеграция учебной и внеурочной деятельности как способ формирования межкультурного взаимодействия и сотрудничества» в рамках XX дней науки «Инновационная образовательная среда как ресурс развития муниципальной системы образования города Новокузнецка

(заместитель директора по ВР МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 89» Ясинская М.И.) 14.02.2019г.

В Российском образовании происходят изменения, которые   определены как модернизация содержания образования. Суть его сводится к тому, чтобы обеспечить системные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов требуют постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

Одно из требований времени изложено в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, как система взглядов, принципов и приоритетов, которые диктуются полиэтничным характером российского общества — не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.

В связи с ростом количества иноязычных учащихся в общеобразовательных школах необходимость создания поликультурного пространства в образовательных Учреждениях, поможет решить проблемы межэтнических отношений, национальных конфликтов, а также создать диалог культур для выполнения стандартов ФГСО второго поколения, в частности духовно-нравственного развития личности. Многонациональный состав учащихся благоприятно влияет на развитие у детей и взрослых чувства толерантности, но остро стоит вопрос воспитания и социализации. Полиэтнический характер российского общества ярко представлен на примере нашей школы: контингент учащихся является многонациональным; 30% от общего количества учащихся дети- мигранты.

Многонациональный состав учащихся определил тему инновационного проекта «Социализация учащихся школы в условиях поликультурной образовательной среды».

Цель инновационного проекта: разработка модели поликультурной среды, позволяющей детям различных национальностей успешно адаптироваться и развиваться в условиях русской многонациональной школы.

Мы определили управленческие и социально- педагогические задачи, которые позволят нам реализовать поставленную цель.

Задачи:

Управленческие:

  1. Формировать пространственно-предметный, социальный и технологический компоненты модели поликультурной среды.
  2. Скорректировать учебные программы по русскому языку и литературе в соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ (от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
  3. Разработать и реализовать воспитательную систему «Школа межнационального общения».
  4. Разработать цикл программ внеурочной деятельности с этнокультурным компонентом.

Социально-педагогические

В познании: Приобщать учащихся к российской культуре и культуре других этносов.

В отношениях:

  1. Способствовать формированию ценностных отношений между учащимися.
  2. Способствовать развитию социально ответственного поведения.
  3. Формировать поликультурную общность детей и взрослых.

В деятельности: Вовлекать учащихся в познавательную и творческую этнокультурную деятельность

С момента присвоения статуса инновационной площадки прошел год.

За этот период на первом мотивационном этапе:

  • Состоялись педагогические чтения по проблеме исследования «Роль внеурочной деятельности в организации поликультурной среды»;
  • Педагогический совет по презентации проекта и по формам его организации «Роль внеурочной деятельности в организации поликультурной среды»;
  • Проанализирован личностно-профессиональный уровень развития и инновационного потенциала педагогов (анкетирование педагогов); Если на момент вхождения в инновационную деятельность готовность педагогов работать в инновационном режиме составляло 15%, то на данный момент составляет 25% педагогов.
  • Проведен анализ готовности учащихся различных национальностей и родителей на межнациональное взаимодействие.

Показательным было большое количество желающих участвовать в общешкольном фестивале «Дружба народов — дружба культур». Фрагмент фестиваля Вам будет представлен позже. Организация поликультурной образовательной среды школы невозможна без учета социокультурных особенностей представителей этносов, обучающихся в ней. Направления организации поликультурной образовательной среды не должны характеризоваться лишь сохранением языка, традиций, культуры народа. Важным аспектом поликультурной образовательной среды является направленность на организацию гуманных взаимоотношений личности и коллектива на основе принципа единства индивидуального и коллективного, не только сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, но и развитие культуры межэтнических отношений.

В данный момент педагогический коллектив находится на проектировочном этапе, на котором происходит постепенное погружение в тему инновационного проекта.

  • На методическом объединении классных руководителей была изучена теория вопроса по построению поликультурной образовательной среды Учреждения;

Полиэтническая (поликультурная) образовательная среда является частью образовательной среды в целом и выступает условием реализации полиэтнического образования.

  • Создана творческая группа по реализации инновационного проекта, педагоги школы внесли изменения в программы внеурочной деятельности— «Служу Отечеству Пером!», «Мы и окружающий мир», «Город мастеров» на данном этапе идет разработка творческих проектов;
  • Методическое обеспечение организации управления инновационной деятельностью; (в школе создан научно-методический совет, целью которого является координация и руководство методической работы, инновационной и проектной деятельности педагогического коллектива);
  • Приняли участие в городском семинаре «Механизм поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях» в рамках августовского педагогического совета.

Нами определены компоненты поликультурной среды, которая является частью образовательной среды и представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию и стремящейся к пониманию других этнокультур. Таким образом, поликультурная образовательная среда представляет собой специально организованное социально-предметное окружение образовательной организации, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, так и представителей определенного этноса. Именно целостная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступить условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме, позитивного влияния на профилактику экстремизма. Моделирование такой среды представляет собой развивающуюся сеть взаимодействий всех субъектов образования, учитывает насыщенность ее культурами разных народов.

В мировой литературе слово инновация является синонимом таких русских слов как нововведение или новшество. Имеется несколько подходов к определению сути инновации. Это может быть результат творческой деятельности в виде продукта, технологии, метода. В то же время это может быть процесс замены старых подходов, принципов и технологий новыми. Если в результате применения в организации какого-либо нововведения в ней изменяются привычные стереотипы деятельности, то это есть проявление инновационной деятельности.

Участие в инновационной деятельности для нашей школы, как и для любого Учреждения, способствует развитию и позволяет решить проблемы в образовании и воспитании и социализации учащихся. Формирование поликультурной среды образования определяют становление человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональном и поликультурном пространстве, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.

В процессе инновационной деятельности мы планируем моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях поликультурной образовательной среды. На данном этапе мы определили компоненты поликультурной среды, которые будут составлять образовательную среду нашего учреждения. Компоненты в дальнейшем могут добавляться и их взаимодействие будет определяться с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования.

В апреле 2019 года мы планируем провести на базе нашего Учреждения семинар «Интеграция учебной и внеурочной деятельности как способ формирования межкультурного взаимодействия и сотрудничества»: приглашаем всех желающих принять участие в работе семинара.

Вашему вниманию мы предлагаем видеоролик фестиваля «Дружба народов – дружба культур».

 

Выступление в рамках круглого стола «Формирование поликультурного сознания учащихся в образовательной среде города»

Коллектив школы, под руководством директора, совместно с МАОУ ДПО ИПК города Новокузнецка  разработал инновационный проект по теме: «Социализация учащихся основной  школы в условиях поликультурной образовательной среды». Приказом комитета образования и науки  администрации города Новокузнецка №83 от 24.01.2018 года школе был присвоен статус «Муниципальная инновационная  площадка».

Администрация и педагоги приняли решение об участии в инновационной деятельности.

Выступление в рамках круглого стола «Формирование поликультурного сознания  учащихся в образовательной среде города» .

Опыт работы образовательных учреждений в условиях поликультурного сообщества»  23 .10. 2017г.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 89» расположена в частном секторе Заводского района г. Новокузнецка, в районе остановки «Рынок на Садовой». Микроучасток школы – это районы Верхней и Нижней Островская.

Контингент наших учащихся является многонациональным. Это обусловлено  миграционными процессами, связанными с притоком рабочей силы из стран СНГ.

Численность детей-мигрантов на протяжении последних лет неуклонно растет. На сегодняшний день в школе обучается 341 ученик. Из них 101 обучающийся  — это таджики, киргизы, узбеки, армяне, цыгане и украинцы. Встречаются дети, которые при поступлении в школу плохо или совсем не знают русский язык. Это создает трудности в обучении и воспитании и, в конечном счете, приводит к снижению качества образования.

Динамика роста численности детей-мигрантов

Рост количества детей-мигрантов в образовательных организациях, как отмечают исследователи, приносит следующие вызовы системе образования:

  1. Трудности включения детей-мигрантов в образовательный процесс (слабое знание русского языка, сложности вхождения в учебный процесс в целом).
  2. Риски роста межнациональной конфликтности (ксенофобия принимающего общества, столкновения на почве этнической/национальной принадлежности).

Думаю, что с подобной ситуацией в той или иной степени сталкиваются все образовательные организации нашего города, ведь приток мигрантов в различные районы города возрастает. Для нашей школы, в силу ее местонахождения, данная проблема стоит особенно остро.   Поэтому наша образовательная организация находится в поиске эффективных механизмов решения вопроса взаимодействия культур, так как одним из ведущих механизмов преодоления деструктивных процессов в социальной жизни, формирования гармоничных межкультурных отношений в обществе, толерантного взаимодействия с представителями других народов и культур является  именно система образования.

Учитывая многолетний опыт работы в данном направлении, коллектив  МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 89» выделил для себя следующие стратегические задачи в работе с учащимися мигрантами:

  1. Полноценное включение учащихся мигрантов в социокультурную среду образовательной организации.
  2. Создание условий для позитивного межкультурного общения в образовательной организации.
  3. Содействие проявлению позитивного влияния учащихся мигрантов на развитие образовательного учреждения.

Из опыта работы мы знаем, что детям, обучающиеся в межкультурном коллективе, мало преподавать исключительно теоретическую информацию. Межкультурное взаимодействие может быть эффективным только после практики. Поэтому слово «воспитание» здесь подходит куда более лучше. Это означает, что ребенок должен на собственном опыте изучить, насколько разнятся его культура и традиции его одноклассника. Дети должны общаться, выстраивать диалог, участвовать в мероприятиях, обсуждать эти вопросы с родителями.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы МБОУ «ООШ № 89» на протяжении нескольких лет является общекультурное направление (гражданско-патриотическое воспитание), одной из задач которого является: воспитывать патриотизм, культуру мирного поведения, межнациональную и межконфессиональную дружбу.

Задачи работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  1. Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;
  2. Воспитывать патриотизм, культуру мирного поведения, межнациональную и межконфессиональную дружбу;
  3. Обучать навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.

В рамках данного направления воспитательной работы, в школе ежегодно проводится ряд мероприятий по интернациональному воспитанию.

Мероприятий по интернациональному воспитанию:

  • День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября);
  • День народного единения (4 ноября);
  • Международный день толерантности (16 ноября);
  • «12 декабря – День Конституции РФ»;
  • Занятия по теме: «Позитивный опыт совместного проживания многонационального населения в Кемеровской области»;
  • Международный день родного языка 21 февраля;
  • КТД «Масленица»;
  • День воссоединения Крыма с Россией (18 марта);

В январе проходит, ставший уже традиционным месячник «Я – патриот!», в рамках проведения которого организуются:

  • Конкурс стихов о Родине;
  • Конкурс рисунков «Город, в котором я расту»;
  • Дни воинской славы России;
  • Всемирный день «Спасибо!» (11 января)

Эти и другие внеклассные мероприятия, проводимые в школе, создают особые условия и возможности по формированию поликультурного мировоззрения учащихся, т.к. приобщают учащихся к толерантности и поликультурному воспитанию ненавязчиво, ребенок сам проявляет активность, участвует, и готовится к мероприятию, испытывает духовное наслаждение от активного или пассивного участия. Ребенок переживает, остро ощущает все происходящее.

Поликультурная образовательная среда, которую пытаются создать педагоги в нашей школе,  призвана помогать учитывать особенности учащихся, принимать во внимание их культурную самобытность, способствовать более успешной адаптации учащихся к инокультурным условиям посредством образования. То есть все школьники, независимо от этнического происхождения, религиозных, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями.

Педагоги МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 89» накопили достаточно большой положительный опыт воспитательной работы с детьми, о чем говорит и сложившийся имидж школы в социуме, тем не менее, опрос, проведенный среди учителей, показал, что работа в данном направлении ведется недостаточная.

Анализ плана воспитательной работы, рабочих программ по учебным дисциплинам, программ внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного развития школьников, показал, что в школе не велось целенаправленной работы по знакомству школьников с культурами народов России и стран СНГ.

Выше перечисленные факты позволили нам сформулировать противоречие между потребностью в организации поликультурной среды в школе и отсутствием организационно-педагогических условий для успешного ее удовлетворения.

Решение данного вопроса мы видим в реализации инновационного проекта «Формирование социальной компетентности школьников в условиях межнациональной школы»,   который планируем вынести на обсуждение уже в этом учебном году. Цель данного проекта – создание на базе школы модели  этнокультурной среды, позволяющей гражданам различных национальностей успешно адаптироваться и развиваться в условиях многонациональной школы.

Фестиваль » Дружба народов — дружба культур»

Полезные ресурсы: